Сегодня на пороге устрашающих земных катаклизмов, экологического кризиса стоит обратится к мудрости пращуров, чтобы хоть немного поучиться у них уважительному отношению к природе погубленной безрассудными потомками. Истоком гармонии человека и природы, человека и Вселенной, было язычество.
Взять хотя -бы славянские обереги и древнеславянскую одежду. Она не только защищала от непогоды, а и охраняла от вражьих сил. При изготовлении, например, сорочки следовало придерживаться целой системы магических действий.
Все связанное с обработкой льна, прядением, ткачеством обозначалось магической символикой. Самым важным был солярный (солнечный) знак. Особую силу имело изображение движущегося солнца. Четыре перекрестные линии символизируют окружающий простор. «На все четыре стороны»- знакомая присказка была в старину заклятием от злых сил.
Символ плодородия — знак живой земли, засеянного поля — символ продолжения рода. Его находят на давних статуэтках Рожаниц, Берегинь. Прежде, чем вылепить ритуальный женский силуэт, к глине примешивали пшеницу, как знак рождения новой жизни. Прялки, веретена, трепала, ткацкие станки — все это украшалось множеством знаков- оберегов. Но вот ткань готова, сорочка сшита, и ее магию должна усилить еще и вышивка. Самым любимым цветом был красный — «черленый»,он сам по себе считался оберегом.
Особенно густо украшались рукава, ворот и подол сорочки. Считалось, что именно там, где заканчивается ткань- панцирь, наиболее уязвимые для злых сил места. Потому на плахте, ковре, рушнике можно увидеть знаки воды, растительный орнамент, изображение Берегинь, Мирового древа, с ними, по славянской мифологии, связано сотворение мира.
Изображение Мирового древа отвечало триединой пространственной модели вселенной. Оно объединяет вселенную — макрокосм и человека — микрокосм.
Еще большее значение придавали в старину женским украшениям, они тоже выполняли магические функции и отображали строение мира.
Венец, устремленный вверх к небу, символизировал обращение к Солнцу, Месяцу и звездам. Считалось: светила охраняют голову человека. Рясна, которые крепились к венцу и спускались на грудь, как-бы соединяли небо и землю, то-есть символизировали стихию ветра. Потому мы и видим на них семена, цветочную пыльцу, корни, сказочных птиц.
На рясна, в свою очередь цепляли колты. И если венец -диадема представлял собой небо, рясна — связь с неба с землей, то округлые колты символизировали землю и силы плодородия. На колтах изображали волшебных птиц и русалок, держащих в руках побеги и турьи рога, с которых они поливают поля водой «для жизни». К головному убору цеплялись еще височные кольца — с помощью лент, цепочек или ремешков.
Безусловно, все украшения изготавливались с любовью, старательно, потому и были к лицу.
Особенно густо украшали древние славянки шею. Носили они гривны, сплетеные из металлических стержней, разнообразные мониста, подвески — крины. К слову, гривны носили и мужчины.
Но наиболее романтичные легенды связаны с серебряными браслетами. Мифология связывала их с русалками и древним языческим праздником -Русалиями. Проходил он в мае- июне. Это были моления про дождь, заклинания при севе и росте хлебов. От русалок ждали излечения от болезней, хороших урожаев, счастья. Время Русалий устанавливался путем многовековых наблюдений жрецов- волхвов.
На браслетах — изображения сцен из русальських празднеств. Был и более глубокий смысл между украшением и праздником: браслеты держали рукава женской одежды.
Я упомянула только основные амулеты — обереги. А украшений было множество. Каждый вид оберега защищал от определенной угрозы, помогал обрести счастье. Конечно, проще ухмыльнуться «наивности» пращуров, как это делали совсем недавно. Но не лучше ли тщательно изучать давние традиции, обычаи и легенды ища в них рациональное зерно, не забывать о том, что именно в них находила воплощение поэтическая душа нашего народа.